Разделы сайта

Главная

Программы ОО БРПО

ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «БРПО»

1. Программа «Семь «Я»

Что такое программа «Семь Я»? Это последовательная система действий, направленных на отбор и раннюю подготовку будущего кадрового корпуса организации.

Цель программы: развитие у детей и подростков коммуникативных и организаторских умений и навыков, необходимых лидерам детского коллектива.

Задачи программы:

- стимулировать   стремление   ребенка,   подростка   к   самопознанию,   самовоспитанию, самосовершенствованию;

- обеспечивать отбор и подготовку ребят с ярко выраженными организаторскими и педагогическими способностями для дальнейшего формирования из них лидерского корпуса организации;

- создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в детских коллективах;

- служить связующим звеном между программами, испытанием при переходе в другой ранг.

Сроки реализации программы: программа является одной из пяти основных, постоянно действующих.

Структура программы: программа состоит из двух частей, из которых 1-ая часть «Я - сам» реализуется в пионерских дружинах, а 2-ая «Лидер» реализуется районными (городскими), областными и Центральным советом БРПО.
Механизм реализации программы:

1 часть - «Я сам» состоит из серии занятий, которые проводятся в четыре этапа.

 Этап

  Возраст 

 Ранг в БРПО 

 Ступень самопознания

 1

 4 класс (вторая половина уч. года)

 октябренок

 Личность

 2

 5 класс (начало уч. года)

 исследователь

 Личность в общении

 3

 6 класс (начало уч. года)

 испытатель

 Личность в деятельности

 4

 7 класс (начало уч. года)

 лидер

 Личность лидера

Пройдя курс занятий (после каждого этапа) член пионерской организации участвует в игре-испытании, чтобы получить следующий ранг.

2 часть - «Лидер». По итогам клубных занятий в районе (городе) отбираются те ребята - семи- и восьмиклассники, которые склонны к организаторской и педагогической деятельности. Из них могут формироваться  2 группы: а) районный клуб отрядных вожатых; б) районный  пионерский штаб.

Группы работают при районном совете БРПО, каждая по своему направлению.

Областной Совет БРПО ежегодно проводит слет (или тематическую лагерную смену) отрядных вожатых и слет (или летний лагерь актива) районных (городских) пионерских штабов.
Центральный Совет БРПО ежегодно проводит тематическую смену лидеров в НДОЛ «Зубренок».


 2. Программа  «Спадчына»

Цель программы: помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений, связи человека с природой.

Задачи программы:

• приобщить подростков к восстановлению чести и величия имен и деяний людей, прославивших Беларусь;

• развивать   познавательный  интерес  к   своим   национальным  и  семейным  корням, пробуждать стремление продолжить традиции своего народа;

• содействовать приобретению навыков самообслуживания, в том числе жизни в природе, формированию самостоятельности и ответственности.
    Сроки реализации программы: программа является постоянно действующей, рекомендуемый возраст участников 11-12 лет, для участников областных и республиканских проектов 13-15 лет.
    Структура программы:  

  Программа состоит из 3-х частей:

1 часть - реализуется в пионерских дружинах;

2 часть - на уровне районных (городских) и областных советов БРПО;

3 часть - реализуется на уровне ЦС БРПО.

 Механизм реализации программы:    

1 часть реализуется в пионерской дружине в четыре этапа:

 Этап 

 Сроки проведения 

 Содержание

 1

Сентябрь-октябрь

  Овладение простейшими туристскими навыками,  проведение однодневных походов.

 2

Ноябрь-декабрь

 Овладение навыками ориентирования и выживания в природе.

 3

Январь-

 апрель

 Овладение навыками сбора краеведческого и этнографического материала, проведение экологического мониторинга, акций, конкурсов.

 4

 Май - август 

 Проведение двух - трехдневных походов с элементами экологического мониторинга или краеведческой (этнографической) экспедиции.

2 часть реализуется районными (городскими) и областными советами в форме проведения краеведческих конкурсов,  экспедиций, игр,  экологических и краеведческих конференций с участием пионерских коллективов и т.д.

3 часть   реализуется   через   проведение   ежегодных   республиканских   краеведческих экспедиций, тематических палаточных лагерей, экологического мониторинга малых рек и водоемов.

3. Программа «Детский Орден Милосердия»

Цель программы: возрождение и развитие традиций детской благотворительности и милосердия.

Задачи программы:

• создавать условия для самореализации подростков-членов организации, через использование своих умений и навыков и проявление способностей на пользу другим людям;

• расширить сферу удовлетворения различных потребностей детей, нуждающихся в помощи и поддержке сверстников;

• расширить сферу социального взаимодействия БРПО.

    Сроки реализации программы: программа постоянно действующая, рекомендуемый возраст членов организации 13-16 лет.
    Структура программы: программа состоит из 3 частей.
    1 часть - «Рука в руке» - реализуется в пионерских дружинах.
    2 часть - «Защита» - реализуется районными (городскими) и областными советами БРПО;

3 часть - «ДОМ» - реализуется Центральным советом БРПО.
    Механизм реализации программы:

1 часть программы реализуется пионерскими дружинами по трем направлениям
    • работа с детьми - инвалидами в семьях и интернатах;
    • работа с детьми - сиротами в детских домах и интернатах;
    • работа с ветеранами в зоне пионерского действия.

В дружинах создаются специальные команды (тимуровские отряды), различные для трех направлений работы. Команды возглавляют пионеры-инструкторы, то есть члены организации не младше 14 лет. Команды могут состоять как из сверстников, так и быть разновозрастными. Работают они по самостоятельно составленному плану работы, логику которого определяет наличие объектов заботы в зоне пионерского действия дружины.

2 часть реализуется районным (городским) и областными советами БРПО через проведение     акций милосердия, благотворительных концертов и иных проектов помощи по инициативе совета.
3 часть реализуется ЦС БРПО:

 1) через осуществление проектов социальной помощи детям-инвалидам, многодетным семьям, сиротам, другим людям, нуждающимся в помощи и поддержке;

2) через проведение ежегодного республиканского реабилитационного лагеря «ДОМ» для детей-инвалидов, а также пионеров, работающих по данной программе.

4. Программа «Октябрята»

 Цели программы «Октябрята»:

    • помощь ребенку 6-9 лет в его стремлении стать более самостоятельным, вовлечение его в детскую общественную организацию;
    • воспитание гражданственности, патриотизма через пробуждение интереса к своей семье, роду, истории «малой Родины», традициям своей семьи и своего народа;

    • воспитание милосердия, готовности придти на помощь людям, природе;
    • формирование у пионеров опыта взаимодействия с партнерами разного возраста.
    Задачи программы:

    1 год - создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы ребенок легче привыкал к новой роли школьника;

    2 год - включить каждого малыша в активную совместную деятельность, помочь осознать преимущество объединенных усилий;

    3 год  -  привлечь   интерес   детей   и   родителей   к   истории   семьи,   ее   родословной, профессиональным и творческим достижениям членов семьи; укрепить связи внутри семьи и семьи со школой; расположить родителей к  деятельности пионерской организации;

    4 год - помочь ребенку осознать свои способности и особенности, найти лучшие способы самоутверждения в группе на основе интересной и полезной деятельности; познакомить с историей, традициями и содержанием работы БРПО; пробудить желание вступить в детскую общественную организацию.

    Сроки  реализации программы:

     Программа рассчитана на постоянную работу пионерской дружины с младшими членами организации «октябрятами».

    Структура программы:

    Программа «Октябрята» состоит из 3-х частей:

    1 часть - «Октябрята» - реализуется через организацию работы пионеров с группами малышей 1-4 классов, которые, вступив в организацию, получают звание «Октябрята».

    2 часть - «Октябрята плюс» - реализуется районными (городскими) областными советами БРПО через обобщение опыта и формирование копилки форм и технологий работы по программе.
    3 часть - «Спутник вожатого» - осуществляется через издание брошюр, методических вестников для отрядных вожатых и вожатых «октябрят».


    Механизм реализации 1 части программы: 1 часть программы состоит из 4-х блоков:

   Блок 

 Класс

 Метод работы, девиз

 Формы работы

Результаты работы

Система работы

Будем дружить

 1 кл

Подражание  «Делай,

как я»

игры, утренники, обряды

подарки, призы, сделанные руками малышей

Эпизодически весь п/отряд, работающий с малышами

 Мы - вместе

 2 кл

Совместное исполнение  «Делай со мной»

 разведка, экспедиция по окрестностям

помощь природе, 

посильная

помощь пожилым людям, д/с

периодически в зависимости от планов работы отряда

 Древо жизни

 3 кл

Самостоятельная, по возможности, деятельность 

«Делай сам»

семейные клубы, мастерские

помощь семье, помощь пожилым людям, д/с

систематически, согласно планам работы группы

Пионеринг

 4 кл

Самостоятельная групповая деятельность, «Делай вместе с друзьями» 

 заочная игра-путешествие

помощь школе микрорайону, селу

систематически, отрядные вожатые

5. Программа "Игра - дело серьезное"

    Цель программы - использовать потенциал игры для развития групповых и индивидуальных отношений, утверждения социально приемлемых норм взаимоотношений в пионерском коллективе.

   Задачи программы:

  • наполнить жизнь пионерского коллектива гуманными играми, способными выполнять психотерапевтическую, компенсирующую функцию - создание ситуаций, в которых необходимо совместно вырабатывать правила, решения, оценивать результаты совместной работы, т.е. обучение взаимодействию;
  • создать ситуации коллективного переживания, которые сплачивают коллектив, гармонизируют коллективные цели и личные мотивы деятельности.
  • Сроки реализации программы: 1-й год жизнедеятельности пионерского коллектива.
        Структура программы:

    Программа состоит из 2-х частей.

    1 часть - "Игродром" - реализуется в пионерских дружинах.
    2 часть " "Игротека" - Р(Г)С ПО, ОС ПО и ЦС БРПО.

    Механизм реализации программы:

    1-я часть: серия индивидуальных и командных состязаний различных по сложности, содержанию, количеству участников, длительности.
    Планируется как движение отрядов к какой-либо умозрительной цели на карте страны ИКС (игры, конкурсы, состязания).
    Конкурсы должны быть максимально разнообразными:
    - по виду деятельности (интеллектуальные, спортивные, трудовые, творческие);
    - по содержанию (соревновательные, познавательные, сюжетно-ролевые).
    Для подведения промежуточных итогов используются жетоны, баллы, рисунки-символы.
    Зачет - командный. Могут подводиться промежуточные итоги. Окончательный итог участия отрядов в программе подводится в апреле на Неделе игры и игрушки.

    2-ая часть: реализуется через игровые проекты, направленные на сбор, обработку и составление сборников игр различной тематики (интеллектуальных, народных, спортивных, компьютерных, настольных, семейных и т.д.).

ПРОГРАММА «СВОЙ ГОЛОС»

Цель программы:

- разработка методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности, позволяющей самореализовывать себя детям и подросткам;

- создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной задачи.

Задачи:

- помощь маленькому человеку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему средств массовой коммуникации общества;

- предоставление возможности ребенку свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания;

- поддержка самостоятельных детских изданий как средство самосознания, укрепления и развития БРПО, формирование позитивного общественного мнения по отношению к БРПО;

- помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;

- привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов-профессионалов, общественных деятелей, ученых, творческих работников;

- формирование своего журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение.

Участники программы: дети и взрослые, пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.

Организаторы программы: Центральный Совет ОО «БРПО», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.

Программа предполагает осуществление ряда проектов.

1.​ «ДЕТИЗДАТ». Помощь существующим и новым детским изданиям с участием самих детей. Составная часть проекта – подпроект «Мы вас видим, мы вас слышим» для ребят, увлеченных видеофильмами, звуковыми альбомами.

Механизм реализации проекта:

- проработка правовых, материальных, финансовых аспектов, связанных регистрацией, выпуском, распространением средств массовой информации;

- распространение детских изданий по льготным расценкам, создание альтернативной службы распространения силами самих ребят;

- регистрация и поддержка малотиражных газет, журналов, альманахов, рукописных книг;

- создание экспериментальной лаборатории новых форм и средств массовой коммуникации для детей.

2. «ЮНПРЕСС». Организация единой информационной службы детских новостей.

Пути реализации проекта:

- создание информационного детского агентства с филиалами на местах, оснащение его современным оборудованием;

- создание информационных тематических банков с абонентным обслуживанием;

- выпуск информационных вестников;

- создание архива и обменного фонда самодеятельной детской прессы, выпуск дайджестов;

- подключение к международной информационной системе.

3. «ОКНО В ДЕТСТВО». Поддержка и пропаганда опыта создания детских страничек, детских подборок, полос во взрослых газетах и журналах, сюжетов в радио- и телепередачах.

Пути реализации проекта:

- обобщение существующего опыта работы взрослых изданий с юными журналистами;

- учреждение поощрительных премий, призов редакциям за работу с детьми;

- разработка плана совместных действий с Союзами журналистов, министерствами, ведомствами, организациями – учредителями средств массовой информации.

4. «РУКА ДРУГА». Поддержка юнкоровских коллективов, союзов и объединение их в Лигу малой прессы, которая займется:

- организацией обмена опытом юных журналистов и их руководителей, проведение семинаров, курсов, выпуском методических пособий;

- организацией конкурсов, фестивалей детской прессы, проведением юнкоровских экспедиций, агитрейсов;

- организацией научно-исследовательской деятельности по изучению детской прессы, проведением социологических опросов, выработкой научно-обоснованных рекомендаций;

- взаимообменами с зарубежными детскими изданиями, выпуском совместных изданий и т.д.

Этапы реализации программы:

1.​ Организационный. Создание действенного центра по реализации программы: организация Лиги малой прессы как механизма, способного поддерживать уже существующие издания и коллективы юных журналистов.

2.​ Основной. Создание благоприятных условий для существования и появления новых объединений юных журналистов и информационной сети для полноценного приема и распространения информации для самодеятельных изданий и всех заинтересованных организаций.

Ресурсное обеспечение программы:

Кадровое.

Подготовка педагогов для работы по программе, реализация проектов, индивидуальной работы с детьми:

- проведение установочных, проектных, итоговых семинаров, творческих встреч, круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;

- проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших организаторов работы по программе;

Информационное

Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного мнения о программе:

- выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Свой голос» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст».

Научно-методическое

Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов.

- проведение научно-практических конференций;

- проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;

- разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников, издание методических пособий, сценарных разработок;

- издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.

Социально-педагогическое

Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):

- анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;

- разработка пакета социально-педагогической диагностики.

Организационное

Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:

- разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;

- проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;

- организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.

Материально-техническое

Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.